На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Феномен ЧЕЛОВЕКа

65 подписчиков

О восприятии музыки, эмоциях и тезаурусе

 

"...Заметь себе, когда несутся дико

В степях стада иль молодых коней

Лихой табун — они безумно скачут,

Ревут и ржут, — то кровь играет в них.

Горячая. Но стоит им заслышать

Лишь звук трубы или иной какой

Звук музыки — как вкопанные станут

Мгновенно все, и одичалый взгляд

Под силою мелодии прелестной

В смирение и кротость перейдет..."

                                 Уильям Шекспир

 

"Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства."

                                                                                                                                                        Генрих Гейне

"Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия."

                                                                           Людвиг Бетховен

"Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль."

                                                                Рихард Вагнер

"Плавным движением Музыкант опустил скрипку на плечо и чуть склонил голову, словно прислушиваясь к ней. Затем он поднял правую руку и легонько тронул пальцем струну. Словно хрусталик росы возник из небытия и с мелодичным звоном поплыл над сценой, мгновенно заворожив слушателей. А Музыкант тем временем, едва касаясь, пробежался пальцами по струнам, пробуждая к жизни множество новых звуковых хрусталиков. Не успели они смолкнуть, как вдогонку им полетели более плотные округлые звуки. Появилось ощущение того, что вот-вот пойдёт дождь.

 Дариус замер в изумлении.

 Пальцы Музыканта бегали всё быстрее. Уже обе руки принимали участие в таинстве рождения музыки. Пальцы сновали по грифу, словно ткали живую музыкальную ткань. Звуков становилось всё больше и больше. Незаметно в правой руке появился смычок и легко скользнул по струнам. Нежный вздох родился где-то в глубине скрипки и поплыл по амфитеатру. А пицикатто мелькающих пальцев продолжало ускоряться, разбиваясь каплями летнего дождя. Смычок рождал шум ветра, скрип качающихся ветвей, журчание водных потоков…

 Дариус прикрыл глаза и расслабился. Невероятная музыка возрождала в нём давно забытые видения детства. Он, словно наяву, видел потоки дождевой воды, напитывавшие корни могучих деревьев и иссохшую почву. И где-то там, в глубине, скрытые от глаз, пробуждались к жизни семена разнообразных цветов и трав. Они пробивались наверх сквозь пласты земли, и тянули ростки к небесам, где раздвигая истощившиеся облака, уже выглядывало ласковое солнце. Тёплый ветерок овевал нежные одуванчики и алые маки, покачивая белоснежные ромашки. Откуда-то, басовито гудя, прилетели пчёлы и принялись деловито сновать по цветочному ковру. А над ними порхали хрупкие бабочки… и пели птицы…

 Дариус открыл глаза. Он не заметил, когда перестала звучать музыка. Судя по изумлённым выражениям лиц соседей, они этого тоже не заметили."

                                                                         Анатолий Валевский. Рассказ «Музыкант»

 

В самых древних свидетельствах и документах дошедших до нас музыка фигурирует как лечебное средство. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию “нелекарственным” способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Боэций, в трактате “ Наставления к музыке”, рассказывает, как музыканты Терпандр и Арион посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим.

В XVII–XVIII веках учение об использовании музыки в медицинских целях получило название “Jatromusica”. В русле этого направления изучались физиологические реакции, происходящие в организме при прослушивании музыки.

Философской основой музыкальной эстетической мысли XVII века явилось учение об аффектах.

Оно изучало воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Теоретическое обоснование учение получило у основоположника французской рационалистической философии Рене Декарта (1596 – 1650).

В начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал использовать музыку в психиатрических учреждениях. В конце XIX века И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализует артериальное давление. Приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

В начале XX века наблюдалась активизация эксперементальной работы. Большая заслуга в этом направлении принадлежит В. М. Бехтереву.

Музыка в целом ряде стран в обязательном порядке включается в схему предоперационной подготовке тех пациентов, которым назначены обширные полосные операции. Во Франции, в Национальном институте переливания крови, во время операций передается музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В Московском медицинском центре "Эйдос" музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета – там выявили прямую связь между уровнем сахара в крови и психологическим состоянием человека.

Михаил Лазарев, врач педиатр, директор московского детского центра восстановительного лечения, описывает влияние музыки на беременных женщин. Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода, благотворно влияет на щитовидную железу. Установлено, что при использовании музыки число осложнений при родах резко уменьшается, а малыши появившиеся на свет более спокойные. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное “обучение”, обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития. В ходе экспериментов было обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться. При развитии плода внутри матки рудименты ушей появляются уже спустя первые несколько недель после зачатия. Спустя 4,5 месяца развития, уши уже функционально способны, т.е. половину срока пребывания в утробе матери ребенок может слышать и реагировать на звуки, особенно музыку.

Очень полезно беременным пение. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг.

Несколько десятилетий назад знаменитый французский акушер Мишель Оден организовывал в своей клинике хоры а-cappella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши.

Ещё при рождении у ребёнка насчитывается около миллиарда невронов, которые в свою очередь вырабатывают 1000 миллиардов синапсисов. В течение первых трёх месяцев жизни малыша налаживается связь между невронами и синапсисами, они начинают активно взаимодействовать и взаимно развиваться. Результаты исследований показали, что в возрасте между 3 и 12 месяцами, идёт активное развитие детей, что соответствует быстрому увеличению количества синапсических соединений в мозгу.

 Учёные, после проведённых исследований, считают, что если ребёнок в этом возрасте будет слушать произведения классических музыкантов, то связь между его синапсисами будет крепче. У детей, постоянно слушающих классическую музыку, легче вырабатывается пространственное мышление и развивается хорошая память. А дети, матери которых во время беременности слушали классическую музыку, намного спокойнее и уравновешеннее.

 Данные многих исследований, показывают, что дети, которые обучаются игре на музыкальных инструментах в возрасте 2-4 лет, намного более развитые. Известен случай, когда при помощи музыки был исцелён ребёнок со страшным диагнозом, при котором поражается опорно-двигательная система. При помощи музыки у него началось выздоровление и ребёнок начал двигаться увереннее и устойчивее. В качестве лечения терапевт скомбинировал прослушивание классической музыки с уроками игры на гитаре.

 Существует несколько теорий по поводу благотворного воздействия классической музыки на детей. Первая, это музыка обладает успокаивающими свойствами для мозга. Ребенок, слушающий музыку, успокаивается, он счастлив, а мозг имеет больше времени на концентрацию перед выполнением поставленной задачи, без нетерпения и стресса. Вторая теория говорит о том, что музыка является ещё одним языком, который воспринимает мозг. Так, развитие ребёнка, его языковых навыков с помощью музыки может повлиять на развитие мышления малыша. В дальнейшем это будет способствовать развитию пространственного мышления ребёнка.

Музыка не только один из множества факторов, которые оказывают влияние на наш внутренний мир. Нельзя отрицать факт ее участия в формировании сознания.

Центральным звеном всего процесса музыкально-слуховой деятельности является переживание музыки.

Подобрав ключ к хранилищу жизненных впечатлений слушателя, композитор (и исполнитель) может оживить по своему желанию именно такие ассоциации, которые воссоздадут в сознании слушателя мысли, образы, настроения, побудившие написать музыкальное произведение.

 «Кто может проникнуть в тайну сочинения музыки? Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки. Весь мир, в его красках, звуках, осязаемых, слышимых, жизненные судьбы и гримасы, страсти и настроения, грустные и веселые мысли, высокие думы - вот то море жизненных впечатлений художника, которое вдруг принимает специфические музыкальные звуковые формы и, пройдя через этот пролив, снова разливается морем полноценных, многогранных ассоциаций представлений у слушателя.»

                                                                                                                                                     Дебюсси.

Роль ассоциаций для передачи музыкального содержания и становления музыкальных образов в восприятии слушателей неоднократно становилась предметом исследования в работах по теории и эстетике музыки. Можно утверждать, что ассоциации представлений - один из необходимых элементов полноценного эстетического восприятия произведений искусств. Это подтверждается и конкретными наблюдениями под восприятием музыки и психологическими исследованиями. Вот высказывание одной из испытуемых Кечхуашвили. «На наш вопрос, - пишет Кечхуашвили, - не мешали ли ей образы, возникшие в процессе музыкального восприятия, - она отвечала: «Что вы, напротив, мне кажется, через них именно я почувствовала характер музыки».

 Орлов пишет: «…многообразные ассоциации, принадлежащие к разным родам ощущений, непрерывно возбуждаются в процессе восприятия музыки. Они-то и являются первичным чувственным материалом для построения художественного образа в музыке, как образа объективной действительности».

Таким образом  в  сенсорно-перцептивной, мыслительной  деятельности художественный образ (и музыкальный, в частности)  представляет собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, звук, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ является чрезвычайно ёмкой формой репрезентации окружающей действительности. Образное мышление  –  один  из  основных  видов  мышления  наряду  с  наглядно-действенным  и  словесно-логическим мышлением.

Для обозначения художественной формы, заключающей в себе сравнение употребляется понятие метафоры. Метафоры оказывают непрямое воздействие при восприятии искусства. Реализация метафоры – это и есть создание художественной, музыкальной формы. Сложные метафоры – это конструкции, которые могут содержать множество смысловых уровней. Музыкальный образ можно представить как совокупность метафор.

"Ещё звучит в моих ушах

 Седьмого вальса лёгкий шаг,

 Как вешний ветерок,

 Как трепетанье птичьих крыл,

                Как мир, который я открыл

                В сплетенье нотных строк..."

                                               Поэт Лев Озеров о вальсе № 7 Фридерика Шопена

Х. Ортега-и-Гассет полагал, что метафора –  это  едва ли не  единственный  способ уловить и  содержательно  определить  объекты  высокой  степени  абстракции.  Рассмотрев  метафорические  модели  сознания, Ортега-и-Гассет писал: «От наших представлений о сознании зависит наша концепция мира, а она в свою очередь  предопределяет  нашу мораль,  наше  искусство. Получается,  что  всё  огромное  здание Вселенной, преисполненное жизни, покоится на крохотном и воздушном тельце метафоры».

Влияние опыта на восприятие можно назвать одной из наиболее общих закономерностей психологии. Восприятие музыки зависит от самых разных причин - от возраста, профессии, от привычек словоупотребления, от среды, от национальности, от прошлых впечатлений, представлений, знаний, навыков, и т.д.

Услышав мелодию, обильно орнаментированную мелизмами, европейский слушатель воспримет её обобщенный восточный колорит; человеку же, с детства слышавшему подлинные восточные напевы, эта мелодия скажет больше. Он не только сможет оценить подлинность её восточного происхождения, но и сумеет определить её «диалектную» принадлежность или, наоборот, отвергнет её как жалкое подражание.

Самую же зависимость восприятия от прошлого опыта в психологии принято называть апперцепцией.

К необходимости учитывать роль широкого жизненного опыта в восприятии привели и поиски методов определения информации, содержащейся в произведениях искусства. В современной теории информации в связи с этим было выдвинуто понятие тезауруса.

 Под тезаурусом подразумевается своеобразный словарь - набор закрепившихся в памяти у того или иного человека следов его прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживить под воздействием художественного произведения.

 Чтобы понять, как будет воспринято то или иное произведение или его фрагмент, необходимо знать, каково содержание опыта человека, каков его тезаурус.

 Однако при определении объективной обусловленности содержания тезауруса необходимо иметь в виду своеобразие закономерностей индивидуального отражения мира. Прошлый опыт в целом представляет собой весьма своеобразное запечатление объективного мира, причудливое с точки зрения, например, обыкновенной фотографии. Ведь память человека, лишь в каком-то смысле допускающая сравнение с «чистой доской», заполняется по очень сложным законам и подвержена случайностям, «траектория» индивидуума в пространстве и времени откладывает свои следы в опыте, и они у разных людей различны хотя бы потому, что их жизненные пути физически не могут быть абсолютно одинаковыми.

«Будучи золотой осенью на Курщине (на родине композитора в Курской области), я открыл для себя - отсюда, с этой родной земли унёс в сердце и сохранил великий композитор современности тот нежный и непреклонный звук, ту пространственную, высокую мелодию, что стонет, плачет, сжимает сердце русское неизъяснимой тоскою, очистительною печалью. Мощным хором возносится композитор в поднебесье, набатным колоколом зовёт Россию и русский народ: выстоять!»

                                В. Астафьев, рассказ "Слово о Мастере" посвящённый Г. В. Свиридову

 Сложность и изменчивость взаимодействия субъекта и среды обусловливает индивидуальность, неповторимость личности, субъективность отношения к миру, «жизненных взглядов», личного опыта жизни. Именно эти обстоятельства часто служат основой для утверждений о непознаваемости опыта, о его полной субъективности.

 Адекватность есть соответствие, эквивалентность образа воспринимаемому объекту.

Прежде, чем охарактеризовать проблему адекватности восприятия в музыкально - психологическом контексте, следует ответить на вопрос, имеющий важное методологическое значение: чему адекватно восприятие музыки. Напрашивается ответ авторскому замыслу. Однако это не совсем верно. Обратимся к примеру. В Российском Институте культурологии и Киевской консерватории было проведено исследование, посвященное изучению факторов, влияющих на степень адекватности музыкального восприятия. Композитором разных стран было предложено написать программные произведения на заданные темы, отражающие различные эмоции и психологические состояния человека: «меланхолию», отчаяние, «восторг», «тревогу» «размышление» и др. Испытуемым - слушателям и экспертам - музыковедам предлагалось определить программу произведений, предъявлявшихся в определенной последовательности, пользуясь шкалой с набором из 50 наименований различных эмоций и психологических состояний. Из предложенного списка необходимо было выбрать 2-4 определения, соответствующих эмоциональному содержанию предъявляемого произведения и выделить кружком те, которые, по их мнению, наиболее адекватно отражают программу. Оказалось: многим композиторам не удалось адекватно воплотить заданную экспериментатором программу: по мнению большинства слушателей и экспертов-музыковедов, в их произведениях были воплощены не те эмоции, которые фигурировали в названии. В данном случае неадекватные композиторскому замыслу оценки содержания сочинения слушателями не следует расценивать как проявление неадекватности слушательского восприятия. Неадекватным, напротив, было воплощение замысла некоторыми композиторами. Предметом адекватного восприятия, как утверждает В.В.Медушевский, может быть лишь само музыкальное произведение.

Эмоция - особая форма психического отражения, которая во время непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определенное русло. Эмоция регулирует или вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивида объектов и ситуаций, обусловленную отношением их объективных свойств к потребности субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

П.Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний - от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции - это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. А удовольствие уже не является эмоцией, хотя, как в случае сексуального удовольствия, оно может сопровождаться весьма интенсивными вегетативно-соматическими реакциями. Так, радость может стать эмоцией, когда из-за её интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех, что сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.

А.Н.Леонтьев различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов - это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Основное биологическое значение эмоционального переживания состоит в том что, по существу, только оно позволяет животному и человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, а также возможности её удовлетворения в результате уже совершенных действий.

 Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

 Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции отхватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия.

 Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, возникающих в общении с другими людьми, но и через восприятие произведений искусства, в частности - музыки. То есть эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. И это один из факторов развития эмоциональной сферы человека. Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с её побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово «эмоция» произошло от французского глагола «mouvoir», означающего «приводить в движение». Его начали употреблять в ХVII в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. С.Л.Рубинштейн писал, что «…Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе и об аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Античные мыслители рассматривали музыку как важнейшее средство воздействия на психологическое состояние и нравственный мир человека, как средство воспитания характеров, создания определенного психологической настроенности личности – этоса. Существовала четкая классификация этических свойств музыкальных ладов, ритмов, мелодий, инструментов. Выделялись те, которые представлялись более подходящими для воспитания мужественной, героической личности. Платон, великий Учитель древности, очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением. По его мнению, могущественность и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах.

 Теория аффектов устанавливает, при каких обстоятельствах надо использовать те или иные способы музыкального выражения, чтобы возбудить в слушателях ту или иную эмоцию.

 Так, теоретик Кванц в одном из своих трактатов оставил нам подробное описание выражения чувств в музыке. Он обозначил признаки, на основании которых можно определить, какой господствует в музыке аффект. Это можно узнать:

 1. По тональности, мажорная она или минорная. Мажор обыкновенно употребляется для выражения весёлого, бодрого серьёзного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности…

 2. Связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность. Напротив того, ноты кратко отрывистые, состоящие из отдельных скачков, выражают весёлое и грубое. Пунктирные и выдержанные ноты выражают серьёзное и патетическое, а смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми - величественное и возвышенное.

 3. Чувства можно понять по диссонансам… Они производят не одинаковые, но всегда отличные друг от друга воздействия.

 Анализируя законченности музыкальной выразительности с точки зрения теории аффектов, английский исследователь Дж.Хэррис отмечал, что выражаемая в музыке эмоция всегда связана с определенной идеей и что сама идея несёт в себе определенное настроение: «Цель музыки - возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идее.… На основе внутреннего естественного сходства определенные идеи возбуждают в нас определенные аффекты, под воздействием которых, в свою очередь, возникают соответствующие идеи.»

«Цель музыки — трогать сердца.»

                              Иоганн Бах

«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его.»

                                                                                                Ромен Роллан

Ссылки:

http://festival.1september.ru/articles/598891/

http://gendocs.ru/v16990/восприятие_музыки_и_е_воздействие_на_человека

http://www.genialnee.net/themes/muzyka/page_8/

https://sites.google.com/site/muzykaskola51/5-klass/muzyka-i-literatura-1/urok-4

Картина дня

наверх