Боевые роботы давно уже не фантастика. В 1980-х электроника начала стремительно «мельчать», а чуть ранее, в 1975 году, появилась многоуровневая нейронная сеть. Стало возможным создать «обучаемые» автоматы, способные принимать элементарные «самостоятельные» решения. В 2000-х сократившийся было военный бюджет США вновь раздулся до эпических масштабов. Прогресс использования боевых роботов нагляднее всего виден по результатам гонок, организуемых DARPA в пустыне Мохаве. В 2007 году роботы должны были преодолеть 90 км по улицам специально построенного городка . Из 36-ти участников до финиша добралось 6. В 2009 скорость передвижения роботов достигла уже 50 км/ч .Распознавать лица в произвольном ракурсе и движении – это пройденный этап для передовых боевых машин. Сейчас речь идет о считывании весьма сложных эмоций. Существуют и роботы, способные опознать себя в зеркале, при этом не спутав свое отражение с отражением однотипной машины.
Роботы, по сравнению с человеком, значительно лучше справляются с рутинными действиями. Так, во время испытаний 2006 года робот SWORDS (Special Weapons Observation Reconnaissance Detection System — «система оружия, специализированная на обнаружении, рекогносцировке и наблюдении») вел огонь с расстояния до 1,5 км, причем очень метко. Подготовленный солдат с расстояния 300 м попадает в цель размером с баскетбольный мяч – робот на том же расстоянии поражал монету (70 выстрелов – без единого промаха). Таким образом, проявилось огромное преимущество роботов при выполнении простейшей боевой работы, не требующей «креатива». Последний и должен обеспечить человек – а в итоге возникает система, потенциально в разы превосходящая по эффективности обычного «одушевлённого» бойца.
Производители и военные особо подчеркивают, что разрешение на открытие огня роботом будет отдавать только человек. Но по словам одного из разработчиков корейского «Разумного патрульно-охранного робота», он «может самостоятельно обнаруживать подозрительные движущиеся объекты, преследовать их и даже открывать огонь на поражение». Реакция перепуганной общественности заставила корейских военных отказаться от своих заявлений, но едва ли – от разработок. В 2020-х годах корейская армия должна получить тяжелых боевых роботов с пушечным вооружением, способных к самостоятельному ведению боевых действий.
Первым реальным «механическим пехотинцем» Пентагона стал робот SWORDS («Мечи»). Машина вооружалась 5,56-мм пулеметом M249 или 7,62-мм пулеметом M240, крупнокалиберной снайперской винтовкой, 40-мм гранатометом. В перспективе рассматривалась возможность размещения лазера мощностью 100 кВт. В 2006-м году SWORDS успешно прошел испытания в армейском центре исследований Пикатинни Арсенал, блеснув, в частности, вышеупомянутой меткостью. В середине 2006 года роботы поступили в войска, а в 2007-м три SWORDS были развернуты в Ираке. Результаты их применения оказались обнадеживающими, военные выдали Foster-Miller заказ еще на 80 роботов.
Однако затем Пентагон пересмотрел свои планы. Кевин Фатхей — должностное лицо армии США, ответственное за внедрение данных роботов – подтвердил, что роботы потеряли управление и не поддавались командам удаленного оператора. SWORDS пришлось заменить. Уже в мае 2008 года Foster-Miller заявила о поставке для американской армии боевого робота MAARS. Новшеством является трехэтажная система контроля, позволяющая избежать огня по своим.
Во-первых, оператор может задавать границы зон, в которых разрешен и запрещен огонь. Во-вторых, на MAARS есть устройство, при любом положении машины отворачивающее его ствол от позиций американских солдат. В-третьих, —имеется система, не позволяющая машине выстрелить в собственный блок дистанционного контроля. Очевидно, по этим мерам безопасности можно реконструировать нештатную ситуацию, покончившую с карьерой SWORDS.
Кстати, случаи выхода из-под контроля автоматизированных комплексов — не редкость. Самый кровавый эксцесс такого рода произошел в ЮАР, когда сбой в компьютере автоматической зенитной пушки привел к гибели 9 человек.Тем не менее, ставки слишком высоки, чтобы кто-то мог позволить себе отказаться от разработки «терминаторов». В итоге уже к 2014 году в сухопутные войска США поступит 1700 MAARS и труднопредсказуемое количество других боевых машин.
Сокращённый вариант статьи с сайта http://www.rosbalt.ru/2009/11/14/688741.html
Фото с сайта http://www.segodnya.ua/news/769109.html